Продвижение vs притяжение
ДЕНЬ 17

#КНИЖНЫЙАНГЕЛ
Как находить своих - легко и по любви
Еще недавно все было по-другому: автор, у которого не было своей аудитории, просто отправлялся искать издательство. Теперь же, в эпоху социальных сетей, издательства держатся четкой позиции и не скрывают ее: книга - товар, автор - часть товара, и чтобы продвигать обоих, издательства хотят гарантий и готовых аудиторий.

Первым делом на своих вебинарах и курсах издатели смело говорят: "Нам нужны авторы с медийными мощностями. Высылая нам рукопись, по возможности указывайте, сколько у вас активных подписчиков и какими вы можете похвастаться площадками".

У меня в ответ на это немой вопрос: "А зачем тогда автору издательство?". Если продвижение, пиар, формирование аудитории все равно на авторских плечах.

Я расстраивалась, когда слушала издателей. Расстраивалась так, что хотела даже не печатать, не публиковать свою книгу: ну кто ее купит? Да, какие-то три тысячи подписчиков у меня уже были на тот момент, но они пришли за девять лет, что я веду блоги и пишу. Откуда брать десятки тысяч новых?
Я не люблю слово "продвижение", не покупаю рекламу, не пишу по контент-плану, регулярно пропадаю из социальных сетей, не дружу с "лидерами мнений", не накручиваю подписчиков и лайки... И мне казалось, что шансов продать тираж - ноль.
Пока я не села и не вернулась к своим "зачем". (Да, снова они, я же говорила, что честные ответы пригодятся нам на каждом этапе пути)).

Я вспомнила, зачем мне на самом деле книга. Какая моя глубинная цель. Поняла, что мне вообще не важен огромный тираж и фанфары. Я хотела просто издать на бумаге свой труд, донести его до тех, кому он мог бы понравиться, и до конца года продать весь тираж, чтобы в пустые коробки складывать новые мечты и черновики.

В итоге 90% тиража я продала за один анонс и одну неделю. Оставшиеся экземпляры - так же легко, за один лишь пост в Инстаграм. И это счастье, когда тираж реализован, когда от книги остаются воспоминания и охапка отзывов, когда можно двигаться вперед, зная, что ты нужен, что тебя читают твои люди.

Сегодня я хочу вам рассказать о том, как же мне все это удалось. Но личный опыт всегда субъективен, поэтому я нашла для вас пять интересных историй. Давайте с них и начнем!
Когда я пробую что-то новое, всегда смотрю по сторонам в поисках людей-ориентиров и идей: а как делают другие? А как еще бывает? А что бы могло из этого подойти лично мне?

Так для примера я нашла пять человек в своем окружении: Олю Баталову, Марию Фарису, Яну Мори, Олю Примаченко и Ольгу Котрус, о которых вам и хочу сегодня рассказать.

Это пять разных авторов, пять разных миров, пять подходов к созданию книги и ее продаже. И у каждой истории есть то, чему нам можно поучиться.
ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ
Ольга Баталова
Моя подруга Оля случайно написала пять книг за два года. Я была рядом и всегда восхищалась тем, как она, при наличии тех же внутренних критиков и сомнений, доверяет себе и своим строчкам. Как умеет играть и слушать то, что поет изнутри. Она пишет легко, по чуть-чуть, каждый день, и по-прежнему не любит слова "дедлайн" и "быстрее".

Оля каждое утро просыпается и создает в заметках телефона новый кусочек текста на тему, что ведет ее за собой. После особо не правит материал, а всю редактуру, корректуру отдает профессионалу.

Олин путь плавный, интуитивный, он больше похож на вынашивание младенца, когда ты терпеливо ждешь, потихоньку готовишься, не торопишь, прислушиваешься и наполняешь любовью все, что связано с будущей деткой.

Мне очень нравится, как Оля умеет писать и издавать книги в удовольствие – без дедлайнов и напряжения. Она печатает небольшие тиражи, устраивает уютные презентации с арт-практиками и реализует свои книги среди подписчиков блога и тех, кто приходит к ней на семинары, занятия по йоге и женские творческие встречи. Оля советует авторам заботиться, прежде всего, о собственной наполненности и окружать себя творческими людьми.

Она говорит, что ненавидит манипуляции и продвижение, а потому просто искренне и регулярно пишет в Facebook, ведет блог - и так находит новых читателей.

Вот, как оформлены страницы ее книг в блоге и на сайте Ridero.
Ольга Баталова читает на презентации свою книгу
ИСТОРИЯ ВТОРАЯ
Мария Фариса
Маша - одна из моих любимых современных писательниц. И, когда в своем Инстаграм она показывает охапку исписанных карандашей – "работала все выходные, снова редактировала", – я понимаю, что это совсем другая история. По-другому прекрасная.

Мария профессионал, для нее писать – долг, как она сама говорит. И она учит своим примером дисциплине и ежедневному труду. Мне очень нравится этот подход. Нравится, как она советует «просто выполнять свой долг, а не достигать», чтобы никогда не касаться творческого истощения.

Мария пишет короткие рассказы, и они собирают награды и премии, объединяют тысячи читателей со всего света. Она сама себя редактирует, выбирает для книги все только по своему вкусу и не устраивает никаких презентаций и чтений. Маша много лет работает журналистом, живет в путешествиях и чаще продает электронные версии своих трех книг. Раньше - с возможностью печати по требованию через известный уже нам Ридеро, а сейчас - через собственный сайт.

Мне нравится, как она это делает – экологично, не мельтеша привычным нам в соц.сетях "продвижением". Акцентирует на удобстве электронных книг, размещает свои рассказы в электронных журналах, дает интервью, делится в блоге захватывающими историями и писательскими советами, завлекает цитатами из книг и наблюдениями из своих путешествий. У нее вы не найдете никаких «полезностей для писателей» и марафонов, только профессиональный подход и личное творчество.
Мария Фариса
ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ
Яна Мори
Яна - та самая "Мама Шамана". Девочка, которая просто начала придумывать крошечные сказки, делиться ими в своей группе ВКонтакте… А потом вдруг стала очень популярной, и случилась книга. И еще одна. И еще…

История Яны о том, как просто делать, любить и делиться. Когда она задумала книгу, то решила воспользоваться системой краудфандинга. Это такой же сбор средств на печать книги, какой устраивала и я сама обычным предзаказом, но такой проект размещается на профессиональной краудфандинговой площадке и состоит из разных ответных вознаграждений для аудитории, что спонсирует печать.

С первой книгой Яна собрала больше, чем планировала. Печатала ее в Китае, и в итоге ушла в минус: не включила в расчет доставку; не знала, что краудфандинговой платформе придется выплачивать больше 20 процентов от собранного, включая услуги сайта и налоги.

Хотя проект был красивым, очень успешным, и книга получилась, в первом случае Яна ушла в большой минус: .

Со второй книгой Яна снова решилась на краудфандинг, но уже на другом сайте. Тут уже ее на волне успеха подхватило издательство, предложило тираж в 10 000 экземпляров, и книга "Песен Мамы Шамана" вышла уже от "АСТ".

Яна рассказывала, что, при себестоимости печати ее книги в 110 рублей, в магазинах издательство ее выставляло за 450, а сама Яна… получала только 10 рублей с экземпляра, и это еще «высокий процент успешного автора».

Яна говорит, что не жалеет о сотрудничестве с издательством. Кажется, она вообще не занимается продвижением, а представленность ее книги в магазинах приводит к тому, что люди узнают о ней, заходят на ее сайт, и в итоге покупают и другие ее книги, календари, метафорические карты, которые Яна уже продает сама.

Откликается идея краудфандинга? Тогда погуляйте по двум сайтам: Boomstarter, Planeta. Посмотрите, как другие презентуют свои книжные проекты, как оформляют, какие придумывают вознаграждения. Почитайте условия платформы, вдруг вам это подойдет.
Яна Мори
ИСТОРИЯ ЧЕТВЕРТАЯ
Оля Примаченко
Ола - моя большая любовь. Я не знаю, как без ее книг жил бы мир. И не понимаю, как она это делает: когда никакого пиара и продвижения, но сотни тысяч читателей блога в год.

У Оли даже Инстаграма нет. Он закрыт, а все личное – только для семьи. Она пишет в Фейсбук, не всегда регулярно, но всегда предельно искренне.

Только о себе, о прожитом. О настоящем. О жизни.

Оля верстает книги в Ридеро и продаёт их через Ридеро и свой блог. Сейчас у нее вышла вторая книга «В точке покоя».

Обожаю ее и всем советую. Обожаю не только за слова и смыслы, но и за потрясающий пример, как можно не заниматься продвижением и просто делать свое дело. И иметь успех. И читателей по всему миру. И никогда не переступать через себя.
Оля Примаченко
ИСТОРИЯ ПЯТАЯ
Оля Котрус
Последний пример совсем другой. Если бы не жила сейчас в Киеве, то и не знала о нем, наверное.

Оля Котрус - самая обсуждаемая авторка среди моих очень разных подруг. Ей восхищаются и ей завидуют, ей подражают и пытаются раскусить секрет. А все потому, что Оля создала и взрастила фантастически успешный книжный проект.

Она украинка, которая прожила по любви четыре года в Париже. Об этом и ее атмосферная книга «Город, который меня съел». В ней нет ни сюжета, ни героев, только личные эссе и улочки города любви.

Оля журналист, которому удалось взрастить аудиторию в Инстаграм в двадцать шесть тысяч человек. Она пишет много, длинно, искренне, интересно и о том, что волнует лично ее.

В день, когда она анонсировала выход книги и открыла предзаказ в своем блоге, в первый же час получила полторы тысячи заявок. Ей не пришлось вкладывать личные средства в тираж. Ее социальный капитал оказался намного ценнее денежного.

В итоге суммарно Оля напечатала 3 500 книг. При очень небольшой себестоимости сборника по Украине она продавала его за 300 гривен, что равно сегодня 720 руб., а по миру - за все 1800 руб. И когда теперь я слышу о том, что "на книге нельзя заработать", сразу даю ссылку на Олин профиль и предлагаю умножить две цифры, ведь весь ее тираж давно распродан.

Я слушала прекрасную лекцию Оли об издании ее книги, чтобы присмотреться, как же она это сделала.

1. Несколько лет она писала (= отдавала) много, щедро, интересно. Притягивала лояльную аудиторию именно по темам, которые ей интересны самой.

2. Эти же темы Оля и затронула в книге, совместив и свою страсть, и интерес читателей. Она выкладывала книгу по кусочками в обычных постах, и тестируя материал, и привлекая внимание к будущей книге.

3. Оля трудилась целый год, чтобы так успешно продать тираж: давала десятки интервью, писала статьи, показывала закулисье, придумывала коллаборации, организовывала открытые чтения будущей книги, устраивала много презентаций в пяти городах Украины, приглашала партнеров и "торговала лицом", как она сама говорит, где только могла.

4. И, обратите внимание, она не продает свои книги в книжных: Оля разместила их в уютных кофейнях, цветочных лавках, в мини-отеле… Здесь точно есть, чему поучиться.

Мне нравится, как Оля ценит себя и свой труд. Как смело продает свое детище и ищет новые возможности. Она говорит в интервью о том, что продавать для нее удовольствие. Что она ждет не дождется окончания следующей рукописи о Киеве, чтобы снова взяться за пиар, продвижение, партнерства.

P.S. Заметили секрет? Самоценность, постоянный труд, и обязательно "все в удовольствие".
Оля Котрус
Для меня все эти истории о том, что у каждого свой путь. И важно выбирать тот, который гармоничен тебе, именно сейчас.
Кто-то на этапе формирования аудитории, а потому тиража в сто экземпляров и уютной презентации будет предостаточно.

Кто-то готов подождать с выходом книги и взяться сначала за рост аудитории и настоящее творческое предпринимательство.

Моя же история оказалась где-то посередине.

Я верю и в дисциплину, и в творческий поток. Знаю, что книги хорошо продаются у того, кто их продает. Но еще я знаю, что весь секрет в том, чтобы выбрать именно свое. И мы шли к этому с вами с самого первого дня проекта.

Сегодня мы поговорим с вами о «продвижении» автора, а завтра – о продаже книги. Но сразу я хочу сказать только одно.
Не продавайте, не продвигайте книгу. Она - живая. Ваша задача лишь в том, чтобы помочь ей найти теплый дом и новых друзей.
А как найти друзей? Открыть сердце. Впустить в дом. Позвать на чай. Поделиться всем, что есть. Греть и любить.

Я не верю в продвижение и наживки, в продающие тексты и заманухи. Я верю в то, что людей можно только притянуть на свою любовь, а не поймать на крючок.

Мы не рыбу ловим, чтобы на крючок нанизывать противных нам червей и пачкать руки. Мы ищем своих людей, друзей - для себя и для своей книги.

Мы все - колокольчики. И для других мы либо дзынькаем, либо нет. И я не верю, что можно притянуть читателя на то, что ты не любишь сам.

Потому не продавайте, если вы не любите продавать. Не занимайтесь продвижением, если вам некомфортно от этого слова.

А что тогда? Тогда можно нырнуть в варианты и примеры и выбрать свое.

Я рассказала вам только о пяти, а вокруг нас других примеров - несчетное количество.



Сама же я, глядя на них, приняла свои решения:

1. честно смотреть на то, что есть, и ориентироваться на тираж в размере 10% от своей активной аудитории, это моя субъективная цифра, которая оправдала себя полностью;

2. не заниматься продвижением, раз не хочется, и потратить это время на новые черновики и свою семью;

3. не вкладываться в печать тиража, а потому устроить предзаказ и по нему же определить спрос.


В итоге я продала три тиража, не занимаясь продажей. Заработала легко и не переступая через себя.

У меня был только один секрет: я любила и отдавала - и книге, и своей аудитории, и потому получила в ответ все, о чем и не мечтала.
Как найти своих
Вы просили меня оставить конкретные советы по привлечению своей аудитории, а у меня они простые:
1
знать себя и быть искренним - и с собой, и с читателями:
чтобы говорить о том, что у самого внутри "дзынькает", чтобы быть понятным и себе, и другим - и тогда аудитория придет: та самая и в свое время;
2
нести смысл, потому что пустышек вокруг миллион:
люди хотят любви, тепла, внимания, простых историй, телепорта, ощущений, честного опыта, фантазийных миров, развлечений, красоты... что из этого вам хотелось бы отдавать?
3
писать:
не каждый день, как якобы требуют соц.сети, а тогда, когда вам самому хочется, когда есть энергия и есть, чем поделиться;
4
слушать аудиторию,
чтобы иногда "заглядывать в зеркало", видеть, кого притягиваешь своими словами, и делать выводы: то ли ты транслируешь, проявляешься ли в том, в чем хочется;
5
определять свои личные границы и беречь их:
делиться только тем, что хочется и что созрело для показа; писать потому, что горит внутри, а не потому, что контент-план и какие-то там алгоритмы ленты; пускать в свою жизнь ровно настолько, насколько хочется; делиться текстами с теми, кто поймет, а не "выбрасывать" их не своей аудитории;
6
помнить, что это читатель приходит на личность и творчество автора, а не наоборот:
и только из самоценности, искренности и проявленности автора рождается круг читателей, готовых и понять, и поддержать, и купить все, что вы создадите.
Если вы все же готовы печатать большой тираж и браться за продвижение книги, мой рецепт прост: подглядывайте идеи у других авторов и пробуйте, что может подойти лично вам.

Только, умоляю вас, не требуйте от первой книги два мешка денег. Попробуйте для начала просто поиграть в нее и в ее продвижение.

А вариантов для этого, как и во всем, здесь множество.
Как привлекать
внимание к будущей или уже выпущенной книге
Можно вести публичный проект в соц.сетях по написанию книги и заранее привлекать внимание аудитории к ней.
Мой знакомый автор Сережа Обуховский, пока писал книгу "Дневник детдомовца", создал группу в Facebook, позвал в нее всех друзей и знакомых, прямо просил об информационной поддержке, а сам наполнял группу своими черновиками и новостями по изданию книги.
Можно создать сообщество по теме книги и наполнять его полезным, привлекая профильную аудиторию.
Так Леночка Трускова для книги "Вдохновение" создавала когда-то сообщество "Со-творение". Зачем - она писала в двух статьях, которыми я уже делилась. Не пропускайте: раз, два.
Можно показывать в соц.сетях внутренний процесс, ведь на ту же печать в типографии будет интересно заглянуть не только вам, но и вашим читателям.
Оля Котрус выкладывала фото и видео почти каждого этапа в своих "сторис": как редактирует рукопись, как выбирает бумагу, как переживает перед чтениями, как едет на печать, как плачет, получая тираж, как выбирает платье на презентацию… и каждый подписчик чувствовал себя частью проекта и нырял в него все глубже.
А некоторые авторы дают интервью, ведут колонки в журналах, начинают записывать по теме своей книги подкасты, размещают отрывки из книг в журналах.
Например, посмотрите, как это делают уже известные нам Мария Фариса и Оля Котрус.

Для привлечения внимания к теме книги можно проводить мастер-классы, чтения, презентация, концерты, выставки, семинары, девичники, творческие встречи. Например, Оля Баталова, участница самого первого "Книжного ангела", проводит 12 встреч "Двенадцать бусин" по мотивам своей книги.
А если в книге есть иллюстрации, с ними делают наклейки, метафорические карты, открытки, свечи, переводные татуировки, футболки, блокноты, сумки, тетради, подушки и пр.
Посмотрите, что родилось у Жени Эвоян, участницы "Книжного ангела", с иллюстрациями из ее книги.
ПРАКТИКА
Составляем список "А что, если...?" и план по поиску читателей
Для продвижения работает только систематическая и осмысленная подача информации, поэтому важно составить план и двигаться по нему потихоньку каждый день.

А начнем мы с вами сегодня с того, что начнем собирать свой список «А что, если…». Его мы будем дополнять постоянно – всеми идеями для продвижения и продажи нашей книги, которые только сможем найти вокруг.

Перечитайте истории и списки выше, поищите в Интернете странички авторов, активности которых вам бы тоже могли подойти, всегда замечайте, кто и что делает для того, чтобы рассказывать миру о своих творческих идеях и продуктах.

Если вы готовы составлять план творческого продвижения и развития своих социальных сетей, отлично: сейчас самое время. Чем раньше вы начнете заниматься расширением аудитории, тем больше людей узнают о вашей книге к моменту ее выхода.

Если вам, как и многим другим, тяжело от одного слова «продвижение», то попробуйте заменить его на «притяжение» (спасибо Марине Гиллер за идею такого слова) и сосредоточиться на том, как найти своих людей. Друзей для своей будущей книги.
А лично я ничем из этого не занималась, как и четверо из пяти авторов, о которых я рассказала вам выше. Я никогда в жизни не думала специально о продвижении, о росте аудитории, но и не сидела, сложа руки в надежде, что мои люди сами меня найдут.

Не найдут. Здесь важно об этом помнить: да, можно не делать то, что не нравится, но и бездействовать нельзя, если мы планируем самостоятельно находить своих читателей.

И блог или страничка в удобной для вас социальной сети – отличная платформа для того, чтобы протянуть своей аудитории руку, чтобы начать проявляться и притягивать своих, чтобы много отдавать, не считая, не ожидая ответа, и тогда однажды все, о чем вы только мечтали, придет.

Именно так сработало и у меня, и моих людей-ориентиров: само, случайно, без цели «нарастить аудиторию», но с желанием просто делиться своими словами и идеями.
История шестая
как я небыстро, легко и по любви нашла читателей в тридцати странах мира
1
я вела блоги последние десять лет,
начиная с жж и заканчивая лонгридами на сайте mariamgolovnia.com; всегда и со всеми общалась лично, открыто, отвечала на сотни писем с вопросами, уделяла внимание своей аудитории, отправляла открытки, подарки, приветы и получала их в ответ;
2
семь лет назад у меня появился инстаграм,
где я несколько раз проводила открытые для всех писательские марафоны и ни разу не просила участников ни размещать у себя баннеры, ни что-либо делать для участия: у меня никогда не было цели привести новых подписчиков, но они всегда приходили;
3
я ни разу я не просила других блогеров рассказать обо мне,
но сотни раз обо мне писали от чистого сердца – и именно это привлекало внимание новых людей;
4
за эти годы я написала множество статей
и полезных постов на темы, которые интересны лично мне – щедрые, ясные - тем самым они притягивали людей схожих интересов и вкусов;
5
два года я вела писательское сообщество в две тысячи человек,
и первые полгода это была круглосуточная работа, конечно же, никем и никогда не оплачиваемая;
6
несколько раз меня приглашали быть судьей писательских конкурсов,
и я всегда соглашалась и выкладывалась по максимуму, не думая об отдаче. А сколько было околописательских проектов – и в формате интервью, и изданных на бумаге
Занималась ли я продвижением? Ни разу. Делала ли я то, что любила? Всегда. Отдавала? Щедро. Получала ли в ответ? Да. Не деньги, но потрясающую, именно мою аудиторию.

Мой секрет «притяжения» своих оказался прост: не иметь стресса «хочу ... тысяч подписчиков» и делать акцент на контенте и людях. Это очень выигрышная позиция. С ней вы никогда не потеряете себя и всегда найдете свое.

Именно поэтому я продала три тиража своей книги в прошлом году, не прилагая вообще никаких усилий. Один пост – и все было продано. Как именно я занималась продажами, я расскажу вам завтра.

А на сегодня попрошу вас подумать о своем собственном продвижении или притяжении – выбирайте, что вам ближе.


Это может быть:

· план развития своих социальных сетей или блога на 1-2 месяца;

· стратегия популяризации себя как автора на ближайшие 1-2 месяца;

· список «А что, если..» с идеями коллабораций, игр, марафонов, прямых эфиров и других активностей;

· список людей-ориентиров, за которыми вы начнете следить, чтобы собирать идеи, которые могут подойти лично вам.


С чего вы начнете прямо сегодня?

Как вы будете заниматься «притяжением» своей аудитории? На какой платформе будете писать, общаться, когда и с кем? Что будете проявлять и как проявляться? Как планируете уделять внимание и время своей аудитории и будущим читателям?

Тут важно понимать, что и зачем вы делаете. Знать, что это ваше и вам это надо. А еще быть готовым просто поиграть в продажу и продвижение, ведь это так интересно: пробовать то, что никогда не делал, постоянно искать идеи, развиваться и удивлять себя самого.

А самое интересное – это строить свое комьюнити. На доверии и искренности. На взаимном интересе и собственных ценностях.

Перед вами тысячи дорог и тысячи вариантов. И так интересно - смотреть вокруг и выбирать себя, свое - и наблюдать, как начинаются чудеса.
Made on
Tilda