Типография и печать
ДЕНЬ 16

#КНИЖНЫЙАНГЕЛ
Тысяча тонкостей создания бумажной книги
Ура, сегодня наконец-то обсуждаем, как же нам найти свою типографию и добраться до станции "В печать!".

Не важно, будете ли вы приезжать лично в каждую типографию или рассылать запросы на расчет по электронной почте, первое, о чем вас спросят, это что вы конкретно хотите.

А как это узнать? Вспомнить самое начало - день, когда мы с вами ходили в книжный. Если получится, устройте себе еще один такой день: уже с конкретной целью погуляйте между полок и очень внимательно рассмотрите, как сделаны книги, которые вам нравятся, читайте в конце технические данные их печати и отмечайте, что бы могло подойти лично вам: какой формат, цвет и плотность бумаги, матовая или глянцевая обложка, тиснение, ляссе, суперобложка…

Какую книгу вам самому приятно держать в руках?

Здорово, если получится купить книгу, которая максимально будет похожа форматом и качеством печати на ту, что вы хотите создать. Так при первом же визите в любую типографию на руках у вас будет референс: вам расскажут, как это сделано и сколько это будет стоить с вашим объемом задач.

С конкретными техническими данными вы уже можете обращаться после ко всем другим типографиям: просто находить через Google их электронные адреса и оперативно получать расчет печати.
Про договор, "сигналы" и четыре разных тиража.
Уже не раз говорила, как я спешила с книгой, а потому вместо поиска выгодных цен просто набрала номер Ирины Мирной, которая уже давно печатает в Украине книги моих подруг. Я выслала ей свой готовый pdf-файл из Ридеро, и мне оставалось только выбрать плотность бумаги.

В итоге для расчета тиража я остановилась на следующих данных: формат А5, твердая обложка с матовой ламинацией, бумага белая 100 гр, печать ч/б (1+1), тираж 300 экз. В ответ мне назвали сумму, которую вы видели в таблицах, и срок в две календарные недели.

До основного тиража я напечатала пробный: он был крошечным и не для продажи. Я сделала так называемые «сигналы» - двадцать пробных экземпляров за 2400 рублей.

Как я рассказывала вам раньше и писала в своей статье, моей изначальной задачей было взять в руки бумажную книгу в свой день рождения. За оставшиеся несколько дней типография успевала сделать только «сигналы». В итоге это стало прекрасным решением: я увидела качество печати, уложилась в срок, сделала промо-фото с книгами и смогла тут же запустить предзаказ, чтобы идеально рассчитать основной тираж.

С типографией я допустила только одну ошибку: из-за спешки не стала делать цветопробы и не подписала договор. Точнее, с моей стороны договор был подписан, но их директор никак его «не успевал» подписать в ответ, а сроки горели. В итоге все мои четыре тиража различаются внешне по цвету. Да, об этом знаю только я, но что, если бы были допущены ошибки печати, а у меня даже договора нет?

Мои подруги попадали с типографией в разные приключения: то бумага по факту оказывалась не та, что оговаривали, то фото автора отливало в синий, то иллюстрации вместо матовых блестели глянцем, то тираж в тысячу экземпляров в одной из самых известных типографий страны на люксовой бумаге… расклеивался в руках.

Никто не застрахован от таких историй, и главное здесь – это по возможности приезжать на приладку, внимательно читать договор и не начинать печать, пока он не будет подписан с обеих сторон.
Несколько советов
для тех, кто будет сотрудничать с типографиями:
1
попробуйте найти типографию еще до этапа верстки:
так вы согласуете конкретные технические требования печати заранее и передадите их верстальщику;
2
сразу же уточните, предоставит ли типография вам все коды, необходимые для продажи книги - ISBN, штрихкод (если нужно в вашей стране, то еще и УДК, ББК):
если для распространения своей книги вы не открываете предприятие и не регистрируетесь индивидуальным предпринимателем с правом на книгоиздание и получение всех кодов самостоятельно, то необходимый для продажи книги ISBN вы можете получить в подарок от электронного издательства или за небольшую сумму в любой местной типографии или фирме, которая предоставляет такие услуги;

помимо предоставления ISBN и штрихода типография может предложить вам отправить "обязательные 16 экземпляров" в Книжную палату: обычно это дорого, и лично я не высылала ни один экземпляр, но предлагаю вам прочитать о том, что это необязательно и в случае небольших тиражей в РКП отправляется только одна книга;
3
в случае использования цветных иллюстраций запрашивайте услуги цветокорректора:
он сделает так, чтобы иллюстрации в книге были похожи на оригиналы; на финальный цвет повлияет и бумага, и калибровка экранов, а цветокорректор покажет вам, как на конкретной бумаге будет выглядеть конкретная картинка, обязательно сделает коррекцию с учетом всех ваших пожеланий;
4
если можете, приезжайте на приладку:
это такая операция на производстве, когда настраивается печатная машина под заданный формат и бумагу и регулируется красочный аппарат; от настройки машины в этот момент зависит, как в итоге будет выглядеть книга; конечно, типография не горит желанием видеть заказчика на производстве, но не пустить они не могут, потому лучше приехать на 15 минут: увидеть цветопробы, приладку и подписать своей рукой «эталонный лист», по которому будут равнять всю последующую печать;
5
вычитывайте книгу после работы репрографа:
этот человек делает правку макета и подготавливает файл, чтобы его спустили на производство; бывает так, что после репрографа вылетают отдельные слова, буквы, поэтому лучше оказаться капризным заказчиком, но все же вычитать книгу еще раз;
6
спрашивайте заранее о загруженности производства и не забывайте о человеческом факторе:
в типографии есть и сезонные очереди, и жуткие «пробки» книг перед важными книжными ярмарками, и сезоны отпусков, и больничные живых людей: брошюровщиц в постпечатном цехе, людей, что работают на прессах, обрезке, переплете… помните, что сборка книги - это ручной труд, и он может затормозить на любом этапе.
7
обязательно спрашивайте, как вы можете удешевить печать,
и имейте в виду, что стандартно типографии работают только по 50% предоплате: оставшиеся 50% вы платите по получению тиража.
Сколько стоит печать
Давайте теперь обсудим, что же влияет на цену печати:
1
прежде всего, формат:
стандартный А и даже чуть увеличенный В всегда выходят дешевле, а если вам нужен конкретный и нестандартный размер, то листы бумаги типографии придется резать, а вам – оплачивать все отходы;
2
количество страниц в книге:
стандартно оно должно быть кратно 4, ведь книга состоит из четырехстраничных тетрадей, собранных под одну обложку; в итоге неполная тетрадочка из-да дополнительных работ с ней может сильно удорожить тираж;
3
вид сшивки:
твердый переплет может дорожить книгу в несколько раз, но он самый приятный и долговечный; спрашивайте о вариантах свою типографию – сейчас бывают и бесшовные крепления, и термонить, и усиленная клеевая прослойка для мягких обложек… узнавайте о возможностях своей типографии;
4
красочность:
самый дешевый вариант – чб; цветные вставки могут не сильно дорожить печать, если, например, будут на каждой 16 странице, это надо рассчитывать и уточнять; и, конечно, книга в цвете – это дорогая книга, но куда нам без такой красоты;
5
тираж:
чем больше тираж, тем меньше стоимость единицы; обязательно просчитывайте очень разные тиражи: бывает и такое, что разница между печатью 490 и 500 экземпляров – фантастическая, а между 500 и 1000 - копеечная, потому что от 500 экземпляров идет уже не цифровая, а офсетная печать, и она дешевле;

в первом потоке «Книжного ангела», когда девочки начали рассчитывать печать, удивлялись: например, у одной из них печать 100 экз. выходила 38 000 руб., а 120 экз. – уже 31 000 руб.; у второй девочки стоимость мягкого переплета выходила около 3000 руб., а твердого – в семь (!) раз больше; именно поэтому я не перестаю советовать: просчитывайте очень и очень разные варианты;
6
бумага:
на стоимость повлияет и белизна, и плотность, и структура, и фирма… я печаталась на офсете в 100 гр, а на будущее хотела бы попробовать матовую, плотную, не такую белую, с природной текстурой;

для художественной литературы и текста никогда не выбирают мелованную бумагу: это неудобно, она бликует даже в матовом варианте; в рыхлую бумагу могут «проваливаться» иллюстрации, рецепты будут печатать только на яркой мелованной, пористая бумага может сделать маленькую книгу приятно пухлой… все эти детали важно индивидуально обсуждать с типографией;
7
и, конечно, все творческое и нестандартное будет увеличивать стоимость печати:
иллюстрированный форзац, ляссе, каптал, суперобложка, тиснение, наклейка на корешке, резные страницы… что сейчас только не делают для тех, кому это надо.
ПРАКТИКА
Начинаем искать типографии в своем городе
Сегодня мы с вами начнем составлять список местных типографий и рассчитывать тираж, чтобы иметь представление о порядке цен.

Для Украины, например, можно воспользоваться услугами Ирины Мирной или посмотреть вот такие киевские типографии, которые советовала Аня Войтехович, полиграфист Ольги Котрус:

1. Типография от А до Я.
2. Вольф.
3. Huss.
4. Инфопринт.
5. Издательский дом Адеф-Украина.

Лично я на будущее рассматриваю типографию «Фактор-Друк» в Харькове - я же тоже выполняю все задания и ходила в книжный) Нашла прекрасные книги их печати и взяла на заметку. А для расчета цен по Украине я пользуюсь часто вот таким удобным калькулятором, расценки остальных типографий сравниваю по нему.

А какая ситуация в вашей стране и городе? Начинайте потихоньку собирать информацию и сравнивать условия.

Обнимаю вас и прощаюсь до завтра. Завтра мы начнем говорить о том, что же делать дальше с коробками теплых книг.
Made on
Tilda