Как найти свой голос и писать легко
ДЕНЬ 6

#КНИЖНЫЙАНГЕЛ
Тринадцать советов для создания первого черновика.
Недавно в своем Инстаграм в сторис я задала вопрос: «Когда вы думаете о написании собственной книги, что вас пугает больше всего?». И одним из первых прилетел честный ответ: «Необходимость ее писать».

Да, мечты о книге порой умирают в тот самый момент, когда человек понимает, что 90% пути – это сидеть и писать.

Всем нам иногда хочется просто помечтать о своей книге, все распланировать, а после выбирать обложку и искать, что надеть на презентацию.

Но книгу придется писать - много, ежедневно, и часто еще много раз переписывать.

Парадокс, но то, что мы так любим, чем мы хотим заниматься, порой стопорится и бесконечно откладывается на мифологическое «потом». А все потому, что писательство требует смелости – открываться, говорить, как есть, иногда нырять глубоко за своей личной правдой. Оно любит дисциплину – и это обычный труд, которому так подходит таймер, концентрация, учет.

Но еще писательство может быть комфортом и радостью, удивительной игрой и ресурсом – ответами, чудесам и силами, которые всегда рядом.

Да, наши причины писать разнятся, и мы все разные, и книги наши еще более не похожи друг на друга. Поэтому при всем желании никто не сможет рассказать вам, как написать именно вашу книгу.

Но мы знаем, что общего у всех книг на свете – каждая начинается с первого черновика.

Поэтому сегодня я приготовила для вас двенадцать советов и один секретный о том, как написать свой первый черновик. Давайте их сегодня прочитаем и обсудим детали создания рукописи, а я буду очень рада вашим вопросам по этой теме.
СОВЕТ #1
Найдите свой способ писать.
Книги пишутся очень по-разному. Кто-то пишет в одиночестве, а кто-то участвует в литературном марафоне. Кому-то важно работать в маленькой комнате с занавешанными окнами и берушами в ушах, а другой обожает аэропорт и шумные кафе с десятками лиц и фраз. Одни черновики пишутся за месяц, другим не хватает и десяти лет. Книги пишут по плану и без. Тайно и публично. Пятиминутными урывками и по шесть часов подряд. Книги печатают на компьютере, набирают в заметках телефона, пишут от руки, тактильно, наговаривают на диктофон…

Найдите свой способ писать. И, говоря способ, я имею в виду время, место, обстоятельства и сам подход. Как вы будете писать свою книгу прямо сегодня?

Вы будете сначала прописывать структуру и наращивать истории «по скелету»? Или вы из тех, кому легче бежать за клубочком сюжета, куда бы он вас не увел? Вы будете писать от руки, на карточках, печатать текст на компьютере, в заметках телефона?

Экспериментируйте, чтобы подобрать продуктивное время и удобный способ. Где вам будет лучше всего работаться? Каким способом вам удобнее писать: хаотично, интуитивно, структурно? Где вы найдете время для своей мечты?

В идеальной картинке первый черновик мы пишем в домике у моря и нас никто не отвлекает, но в реальности книги пишутся в окружении самой обычной жизни и ее забот. Авторы - люди. Они готовят обеды, растят детей, работают, стоят в пробках, болеют, выполняют просьбы родных…

Это жизнь, она всегда будет. И нам остается просто научиться заворачивать мечту о книге в свою повседневность.
Лично я пишу в заметках телефона, урывками, потому что рядом со мной всегда двое малышей. Каждый день я встаю в пять утра, но если дети тут же просыпаются, то работать приходится в течение дня, воруя по пять-десять минут везде, где их только можно найти. Когда я иду куда-то, пишу на диктофон. Вечером люблю собирать все заметки вместе и распечатывать, подписывать дату, видеть результат. А работать дальше с текстом, особенно редактировать, мне нравится ручкой, на бумаге.


Найдите место для своей мечты. У кого-то есть уютный кабинет, где можно запереться и спокойно работать, а лично мне оказалось достаточно одной икеевской коробки на кухонном столе. Когда я создавала книгу «В город вернулся дождь», мы с мужем и двумя детьми жили в маленькой студии. Не было ни места, ни уединения, но я завела обычную коробку. Тем самым я и самой себе, и вселенной дала понять, что настроена серьезно: я готова работать, я найду время и место для книги даже в таких условиях.

В коробку я сложила все, что мне было важно для работы: черновики, ручки и бумагу, пустые карточки, свои писательские блокноты, вдохновляющие вещицы от подруг-писательниц и все те тексты, что мы написали с вами, пока строили свой «дом». Эта коробка стояла на кухне на общем столе и, как только выдавалась свободная минута, мне было, где работать.

Иногда, когда муж возвращался с работы, я хватала эту коробку и кричала «я в туалет!», оставляя его с детьми. В то время эти десять минут в наушниках на полу туалета были моим единственным уединением для работы. Хватило ли этого для создания книги? Более, чем.
Почитайте в свободное время о том, как работали знаменитые писатели, и вы узнаете, что способов писать больше, чем самих авторов.
Фицджеральд свой первый роман писал в тренировочном лагере, на клочках бумаги, в свободное от службы время.

Агата Кристи, уже будучи автором многих книг, считала себя не писателем, а домохозяйкой и работала урывками, на кухне, не имея ни отдельного кабинета, ни даже своего письменного стола.

Хемингуэй всю жизнь вставал на рассвете и работал до полудня, стоя. Сначала исписывал карандашом все приготовленные листы, а после обязательно перепечатывал их, подсчитывал количество написанных слов и строил график.

Набоков набрасывал романы кусками текста на небольших карточках, а потом складывал из них страницы и главы книги. «Лолиту» он писал по ночами на заднем сиденье автомобиля, где не было шума и отвлекающих факторов.

Жан-Доминик Боби был полностью парализован, но надиктовал бестселлер «Скафандр и бабочка», моргая ассистенту одним только левым глазом.

Будьте уверены, у вас уже все есть, всего достаточно. И даже за пять минут можно успеть написать строчку. А строчка - это уже продолжение вашей книги и еще один шаг вперед.
СОВЕТ #2
Ведите блокноты.
Будьте всегда готовы к работе. Бесполезно сидеть и ждать идею или вдохновение. Писателю, у которого есть и быт, и другие обязанности, важно научиться очень быстро включаться в работу над книгой. Именно поэтому нам всегда нужны идеи, о чем писать, ведь надо начинать: быстро, хоть с чего-то, пусть все это вступление придется потом удалить.

Я начинаю с того, что горит в данный момент. Цепляю себя фразой, словом, картинкой из Pinterest, красивой цитатой. Заставляю себя что-то очень остро почувствовать, а для этого у меня есть гора «писательских» блокнотов.

В них я все время собираю материал и ловлю идеи: цитаты, которые прочитала или услышала, которые меня чем-то зацепили; собираю метафоры, и это мое любимое лакомство и то, что меня включает в работу лучше всего; я собираю лица, ощущения, описания, воспоминания, заметки о том, что я видела, где была, на что обратила внимание, складываю в блокноты все-все интересные детали из мира вокруг.

Не полагайтесь на память, записывайте все и сразу же: в заметки телефона, в Evernote, Trello, в бумажные записные книги.... Где вам удобнее? С такими блокнотами у вас всегда будет, о чем писать, а муза сама будет проситься на чай и искать себе идеи, ныряя в ваши заметки.
СОВЕТ #3
Ставьте таймер.
Успешных писателей отличает дисциплина, а без фокуса на главном, без концентрации она невозможна. Мы живем в мире, сплошь состоящим из отвлекающих факторов. Какие есть у вас? И как вы будете их избегать?

Если это дети, пишите рано утром или в их дневной сон, запирайтесь в кабинете. Нет кабинета, прячьтесь, как я, в туалет, да хоть куда, хоть на пятнадцать минут.

Если вы проводите свою жизнь в социальных сетях, а дней на работу с книгой осталось мало, просто пока удалите со своего телефона все то, что пожирает ваше время: лишние группы, приложения, затягивающие переписки.

Помогают и ограничители: можно договориться с самим собой, например, на пятнадцать минут социальных сетей в день, а можно установить приложение, которое не даст вам провести в той или иной программе больше этого срока.

Лично я обожаю писать под онлайн-таймер, он очень здорово помогает мне сконцентрироваться, войти в поток и не отвлекаться. Попробуйте, пожалуйста, обязательно попробуйте хотя бы несколько раз поработать под таймер и выделенные 15-20 минут.

Сделайте все возможное, чтобы на время работы все ваши мысли были о книге. Чтобы каждая свободная минута принадлежала только ей. Будьте уверены: в ответ на такую щедрость книга раскроет свои объятия и поведет вас по лучшей из дорог.
СОВЕТ #4
Будьте готовы писать плохо.
Поверьте крепкой цитате Хемингуэя: «Первый черновик - всегда дерьмо». Долой перфекционизм. В книгах с советами великих писателей вы встретите одно и то же: "делайте хоть как-то, хоть что-то, но каждый день, ведь для начала надо создать первый ужасный черновик, чтобы было, что редактировать и над чем работать дальше".

До своего финального сборника, который после полусотни редакций ушел в печать, я написала несколько рукописей для нескольких книг, и первые черновики каждой были просто ужасными по сравнению с финальным результатом.

Пишите много, очень много. А когда вам будет казаться, что вы один такой несчастный, читайте следующий пункт.
СОВЕТ #5
Читайте о том, как работают другие писатели.
Письма, интервью, воспоминания, статьи… Читайте об их сомнениях и сложностях, о профессиональных хитростях, о том, как каждый из них преодолевал сопротивление и страх, о том, сколько раз – бывало больше ста, трехсот! – каждый из них переписывал изначальный вариант рукописи. Многим из них было сложно верить в себя, но они продолжали, потому что не могли не писать.

Я обожаю Марию Фарису и еще буду вам о ней говорить. Она мой друг и один из любимейших современных писателей. У нее есть три сборника рассказов, и у меня было стопроцентное ощущение, что собрались они легко, из того, что уже было готово и опубликовано. Но на днях я увидела ее комментарий для одной из подписчиц, которая жаловалась на сложности редактуры. Маша отвечала: «Свою книгу с рассказами я писала четыре года. Последние шесть месяцев ушли на редактирование. Некоторые рассказы пришлось полностью переписать, другие - выбросить (из 236 написанных историй в книгу вошли всего 50). Всего моя книга претерпела 36 редакций». И это еще быстро и хорошо.

Понимаете? Задача номер один – не потратить всю жизнь на первый черновик, не сидеть с ним в ожидании шедевра, поскорее разделаться с первым шагом, выплеснуть все, что есть. Потому что работы после создания первого черновика – еще ой, сколько.
СОВЕТ #6
Разделяйте роли.
Разделяйте роли творца, редактора и продавца будущей книги и не подпускайте их друг к другу на самом раннем этапе. Пока вы пишете первый черновик, запрещайте себе редактировать его и думать о том, как угодить будущим читателям.

Лично для меня это боль и самая частая ошибка. Мне очень тяжело писать и не править, или писать и не задумываться о том, а поймут ли такой текст читатели, а купят ли такой сборник. Но делать этого категорически нельзя. Внутренний редактор может просто перечеркнуть весь ваш первый черновик и желание продолжать отбить на раз. А продавец, в лучшем случае, сделает продукт, идеальный для вашей аудитории, но мертвый: в нем не будет чистоты и души изначальной идеи.

Для первого черновика дайте себе выговориться. Дайте себе написать все, что только захочется. Важно выплеснуть из себя весь материал, до последней капли. Запрещайте себе останавливаться и редактировать. Все это будет, но позже.
СОВЕТ #7
Будьте готовы к «ямам».
А яма обязательно случится. Этот спад мотивации ближе к середине проекта происходит у всех. Случается яма, когда работы проделано уйма, а результатов еще нет, и движешься ли ты в правильном направлении, еще не понятно. Говорят, что в период таких «ям» забрасываются две трети всех начатых проектов.

Не дайте себе попасть в такую ловушку. Хотя бы потому, что после таких ям пишутся лучшие черновики.

Да, проходить такие периоды сложно. Я была в такой же яме даже во время подготовки «Книжного ангела». На два месяца я застряла на одной точке и не могла сдвинуться дальше. Я написала шестьдесят страниц и четырнадцать вариантов продолжения, но все было не то. Это трудно, противно, и в такие моменты хочется все бросить. Но те, кто дописывает свои книги, кто реализует мечты, кто живет свою жизнь, отличаются именно этим умением – проживать, проходить эти ямы и двигаться дальше.

Попали в яму, занимайтесь полезной прокрастинацией: почитайте, уберитесь, позанимайтесь спортом, прогуляйтесь на свежем воздухе, перечитайте все то, что мы писали в самом начале. Не пишется, читайте других и пополняйте свои блокноты цитат, метафор, образов. Хочется посмотреть видео, включайте ролики о вдохновении, об издании книг, о чужом писательском опыте.

Делайте, что угодно, но не дайте мотивации окончательно упасть, а себе – выпасть из темы. Продолжайте работать и идти вперед. И после ямы случатся чудеса – дальше все пойдет только вверх.
СОВЕТ #8
Планируйте, но будьте гибкими.
Создание рукописи – это настоящее путешествие к еще не открытому острову. Вы не знаете, куда приплывете. Вы можете только наметить на карте маршрут, но не факт, что именно так все и получится. Кто знает, какие встретятся ветра, как поменяетесь вы сами, пока будете создавать книгу, куда она вас заведет… Слушайте ее. Слушайте себя. Книга знает, какой хочет быть. Дайте ей случиться самой собой.

У меня получилось так, что рабочее название сменилось раз пять. Концепция книги сменилась дважды. Обложка поменялась в самый последний момент, уже перед печатью. Тексты, которые я очень хотела разместить в сборнике, в итоге вываливались из него на этапе компоновки. Если бы я делала все строго по плану, то получила бы пластмассовую страшилку, а не живую, настоящую книгу. А если бы делала без плана, то не пришла бы вообще никуда.
СОВЕТ #9
Пишите только о том, что горит.
Выбирайте тему для своей книги сердцем, а не трендами. Вы никогда не выгорите, если будете говорить о том, что для вас по-настоящему важно.

На писательских курсах советуют изучить свою целевую аудиторию, ее потребности и боли, проводить опросы, анализировать рынок, формировать своей книгой уникальное торговое предложение... А лично для меня это путь к опустошению.

Да, для экспертной нон-фикшн книги знать целевую аудиторию и быть в теме важно, но не только это. Настоящая красота рождается изнутри. Вы создаете, творите то, чего еще в мире не было. Так танцуйте от изначальной чистой идеи. От того, какой она к вам пришла. Пусть ваша тема не уникальна, пусть такой сюжет уже встречался, пусть даже название похоже на какое-то другое, но именно ваших слов еще никто не писал.

Еще никто не смотрел через ваши глаза. Не чувствовал вашим сердцем. Не проводил уникальный, ваш опыт через ваши строчки.

Ориентируйтесь только на себя, на то, что вам хочется сказать миру. Пишите книгу, которую сами хотите прочитать. Пишите честно, с чувством внутренней свободы. Пишите о том, о чем вы не можете не писать.

Если вы будете писать от души, от огня, энергия, вложенная в книгу, притянет все, о чем вы для нее мечтаете: проданный тираж, читателей по всему миру, сотни теплых отзывы – гарантирую вам это собственным опытом.
СОВЕТ #10
Придумайте ритуалы, если с ними вам легче включаться в работу.
Говорят, что для написания рукописи помогают ритуалы, они как будто якорят вдохновение: кто-то душится особенными «писательскими» духами, кто-то заваривает тот самый чай, одевает писательский берет, кто-то пишет под музыку, а кому-то важна рядом горящая свеча… Для меня же ритуалы становились очередной прокрастинацией. Я и покупала красивые блокноты, и находила специальный чай, но блокноты пустели и чай заканчивался раньше, чем я продвигалась в работе по рукописи.

Смотрите по себе. Если вам нужны ритуалы и они реально могут помочь в работе, ура. Обязательно организуйте себе их на рабочем месте и приучайте вдохновение приходить, как только вы включите музыку или зажжете свечу.

Моя же личная муза любит обычный труд. Она может месяцами не приходить на самый вкусный чай, но всегда является, если я прихожу первой за чистый лист и честно, ежедневно тружусь. Я пробовала множество ритуалов, но к результату так и не пришла. А в итоге сработали только три вещи: план, поддержка и обычный труд.
СОВЕТ #11
Создайте для себя поддерживающее окружение.
Пусть рядом будут те, кто понимают особенности творческой жизни и работы. Те, кто вас наполняет, а не опустошает. Это очень важно.

Мне повезло, два с половиной года назад я создала уникальное по своей теплоте писательское сообщество – «Домик писателя». С тех пор и в моих социальных сетях, и в реальной жизни меня окружают те, кто пишут. И, когда я писала книгу, я могла задать любой вопрос своим девочкам – тем, кто свои книги уже издал.

У вас есть точно такая же возможность, в интернете мы все на расстоянии вытянутой руки. И очень многие авторы, прекрасно знающие, как непросто издать свою первую книгу, будут готовы помочь вам советом, дать контакт, поделиться опытом.

Если в вашей реальной жизни нет тех, кто готов обеспечить вам поддержку, для этого всегда есть «Домик писателя», наша группа, море писательских марафонов, курсов, групп поддержки, а еще вы можете подписаться на страницы тех, кто пишет и издает свои книги. Здорово видеть рядом, что другие тоже творят: это держит в тонусе, вдохновляет и напоминает, что и вы тоже сможете.
СОВЕТ #12
Читайте.
Великие писатели создавали свои произведения, не имея ни курсов, ни книг по писательскому ремеслу. Они читали и анализировали чужие книги. Вот и нам, чтобы хорошо писать, нужно очень много читать.

Читайте тех, кто вас вдохновляет. У меня в этом месяце это Оля Примаченко и Мария Фариса. Читаю их и хочу, очень хочу писать. Не бойтесь, что будете копировать стиль, просто читайте очень разных авторов, практикуйтесь, и со временем ваш голос проявится сам.

Читайте поэзию и выписывайте метафоры.

Читайте по темам, которых вы бы никогда не коснулись – это всегда дает свежий взгляд и развивает и ум, и слог.

Читайте книги, которые могут помочь вам написать свой первый черновик. Я собрала для вас список своих любимых помощниц, он будет через день в отдельном посте.

А последним хочу оставить здесь только один совет…
СОВЕТ #13
Любите.
Заведите роман со своей будущей книгой, занимайтесь ей в удовольствие. Напитывайте любовью каждый свой черновик – и эта энергия счастья притянет все необходимое.

Влюбитесь в свою идею. Ведь на тех, кого мы любим, мы всегда находим время. Пусть ваша рукопись станет на время ее написания вашим любовником. Воруйте на нее время. Просыпайтесь с мыслями о ней и засыпайте с ними. Пишите только по любви.

Потому что все, что не по любви, заведомо не имеет смысла.
ПРАКТИКА
Находим возможности: "Что нам действительно необходимо для написания книги?"
Наша главная задача на сегодня – найти все, что поможет вам регулярно писать и однажды создать свой первый черновик. А для этого мы ответим себе в личных блокнотах на вот такие вопросы.
1
Время.
Где я найду время на свою книгу? Это будут конкретные часы или мне придется писать урывками? Если нет ни минуты, чем я готов пожертвовать?
2
Место.
В каком месте я буду работать над книгой? Важно ли что-то добавить или убрать рядом с ним?
3
Обстоятельства.
При каких обстоятельствах мне пишется комфортнее и продуктивнее всего? Как я могу обеспечить их себе в полной мере?
4
Идеи.
Буду ли я вести писательские блокноты и где именно?
5
Концентрация.
Какие у меня есть отвлекающие факторы и как я буду их избегать?
6
Ритуалы.
Нужны ли мне писательские ритуалы, какие я бы попробовал? Что будет поддерживать вдохновение: музыкальный плейлист, особенный чай, духи, свечи, мотивационная надпись, талисман, доска образов на Pinterest?
7
Поддержка.
Кто будет моим поддерживающим окружением? Как я могу начать его формировать?
8
Главное.
Что мне на самом деле нужно, чтобы написать свой первый черновик, и как я могу обеспечить себя этим уже сейчас?
ПРАКТИКА
Упражнение "Светофор".
Правила, принятые на берегу, упрощают путешествие, согласны? Тогда обязательно попробуйте сделать на выходных практику «Светофор» для своей книги. Напишите минимум по три пункта для каждого цвета светофора по таким правилам: зеленый - я разрешаю себе…, красный - я запрещаю себе…, желтый - возможно… .


Например, пункты могут быть такими:

Красный.

1) Я запрещаю себе прерывать работу над книгой больше, чем на 3 дня.

2) Я запрещаю себе обсуждать книгу в кругу друзей.

3) Я запрещаю себе редактировать первый черновик, пока он не будет дописан до последней точки.


Зеленый.

1) Я разрешаю себе не написать эту книгу и все равно себя уважать.

2) Я разрешаю себе просто поиграть в писателя: относиться к книге как к игре, к путешествию в новый город, которое может закончиться чем угодно, но не лишит меня желания играть и путешествовать снова и снова.

3) Я разрешаю себе быть очень разной и написать все, что только захочется.


Желтый.

1) Возможно, я напишу эту книгу в соавторстве.

2) Возможно, в процессе работы я поменяю все, что придумала изначально – название, формат, идею книги…

3) Возможно, будет день, когда я опущу руки и решу сдаться. У меня будет ровно 48 часов на страдание, а после я снова сяду за работу и попробую с новыми силами.

Если захочется, перепишите этот "светофор" на листок, который будет рядом с вашим рабочим местом.

Это место силы, где вы сможете в любой момент вспомнить о своих решениях и собственных правилах и - творить.
Made on
Tilda